Автоматизированная система ТОиР - ИНТЕК

Высокий износ фондов, кризисные явления в экономике, необходимость в постоянном поиске резервов эффективности и исчерпание стандартных методов ее повышения еще более усложняет ситуацию с производственными фондами. В то же время надежное, эффективно используемое оборудование, требующее минимальных затрат на свое содержание — серьезнейшее конкурентное преимущество для основного бизнеса компании!

Зачем нужны системы ТОиР?

Организация работ по ремонту и обслуживанию оборудования определяется его ценностью, возможными последствиями поломок, аварий и, соответственно, соображениями экономической целесообразности.

В этой связи очень важно перенести акцент с ответа на вопрос «как съэкономить на ремонтах» на «как добиться оптимальной надежности»! Какой уровень надежности достижим при данном уровне финансирования? Какой объем финансирования нужен «в идеале»? Что будет, если сократить бюджет, и как добиться от этого финансирования максимума? В большинстве случаев существующая практика управления основными фондами не дает и не может дать ответ на подобные вопросы. Необходим подход, который бы четко увязывал надежность производственной системы с уровнем финансирования и составом мероприятий по ее поддержанию!

Возможности автоматизированной системы ТОиР

  1. Паспортизация оборудования.

    Информация об активах нужна не только ремонтным службам. Бухгалтерию интересует процент их износа или балансовая стоимость. Изготовитель, дата ввода в эксплуатацию, рыночная стоимость — эти сведения могут быть востребованы рядом других служб. Системы ТОиР позволяют определять и хранить такие атрибуты централизованно и структурированно. В современных системах существуют возможности группировать эти данные, задавать их форматы, обязательность ведения той или иной информации, ее взаимосвязь с данными из других функциональных модулей или систем, например со списком поставщиков.

    Все объекты могут быть иерархически связаны, в частности по функциональному назначению. Группирование объектов по территориальному расположению в условиях интеграции системы ТОиР с приложением управления недвижимостью позволяет организовать однократный ввод данных и исключает ошибки.

  2. Нормирование работ.

    Каждая выполняемая операция характеризуется нормами расходования материалов и заменяемых частей, перечнем последовательных и параллельных шагов, применяемыми инструментами и необходимым числом специалистов требуемой квалификации. Поскольку материалы и запчасти учитываются в системе вместе с их стоимостью, а трудовые ресурсы — с почасовыми ставками специалистов, подсчет плановой себестоимости работ особой сложности не представляет. Точно так же можно контролировать и работы, выполняемые подрядными организациями: при этом принимаются во внимание контракты, ценовые соглашения и т. д.

    Немаловажно иметь под рукой и библиотеки технологических инструкций, чертежей, ГОСТов, ТУ и пр. Все эти документы могут храниться в системе и логически связываться с конкретным оборудованием или видом работ, что облегчает их использование в процессе проведения ТО.

  3. Управление работами.

    Задания на ТОиР в системе формируются или автоматически, или вводятся ответственным лицом, обычно в связке «оборудование — работа». Задание может генерироваться и в ответ на запрос о неполадке, сформированный любым пользователем системы и прошедший утверждения по установленной иерархии. Необходимые материалы и ресурсы определяются нормативами. Просчитывается продолжительность выполнения задания и каждой операции по техкарте. Ремонтники получают бланк, в котором подробно расписано, кто, что и когда должен сделать, какие детали использовать, какие инструкции или чертежи применять. Остается зафиксировать выполнение операций и задания в целом, отразить фактическое количество использованных материалов и ресурсов, возможно, применить процедуры контроля качества и занести текущие показания измерителей. Узлы, подлежащие ремонту, могут быть заменены, и на работу по устранению дефектов в них формируется свое задание.

    В случае выполнения операций по ТОиР сторонней организацией, современные системы лают возможность выставить счет как на работу в целом, так и детально по задействованным трудовым ресурсам и израсходованным материалам на основании их номинальной стоимости или по отдельному прейскуранту. Счет автоматически попадает в модуль расчетов с дебиторами.

    Если в системе есть возможность относить задания на ТО к разным проектам, это обеспечивает контроль таких проектных работ, как, например, модернизация предприятия. В этом случае все объекты системы (заказы на закупку материалов, планы изготовления запчастей и пр.) имеют ссылки на тот или иной проект. Система разрешает размещать закупаемые материалы только на складских местах, логически отнесенных к данному проекту, и впоследствии выдавать материалы со склада только под задачи данного проекта. Соответствующие позиции относятся при этом на затраты конкретного проекта.

  4. Планирование ТОиР.

    Как отмечалось выше, планирование ТОиР является одной из самых важных и трудоемких задач, для решения которой система управления будет особенно полезна. На основании показаний измерительных приборов (они могут импортироваться в систему, в частности, из контура АСУ ТП или периодически заноситься вручную как результат выполнения отдельного задания — «снятия показаний датчиков») система по принятым на предприятии методикам планирует (или корректирует планы) работы на определенный период времени. Например, при достижении неким параметром первого допустимого порога планируется более частый контроль его состояния, а по достижении второго критического порога назначается ремонт.

    Система помогает контролировать доступность ресурсов. Так, можно автоматически учитывать рабочий график ремонтников по сменам и при необходимости корректировать даты работ по ТО (или назначение ресурсов на работы), с тем чтобы они реально могли быть выполнены.

    План работ в виде перечня заданий на ТОиР становится доступен менеджерам, планирующим производственную программу предприятия. Для них каждый объект ТОиР является основным производственным ресурсом, и если обслуживание требует остановки оборудования, на период ремонта ресурс помечается как недоступный. Это помогает синхронизировать действия различных служб предприятия.

  5. Контроль качества.

    Интегрированные подсистемы контроля качества позволяют обеспечить фиксацию контрольных параметров по завершении задания или операции. Заранее определив целевые показатели и допустимые значения каждого из них, ремонтные службы могут доверить системе выполнение ряда действий в автоматическом режиме. Например, проанализировав значение показателя, введенное в процессе контроля качества (или вычислив показатель по группе введенных значений), система может сформировать запрос на повторное ТО или проинформировать ответственных лиц по электронной почте или SMS-сообщением на мобильный телефон. Возможны и другие варианты реакции системы.

  6. Планирование материалов и запчастей.

    Список плановых заданий на ТОиР содержит потребности в материалах и запчастях, причем они могут быть привязаны к дате начала конкретной операции в техкарте. На основании этих данных формируются плановые заказы на приобретение материалов и запчастей и/или изготовление их на вспомогательном производстве. Планирование выполняется с учетом требуемых дат, сроков поставки/изготовления, наличного сырья, аварийных запасов, прогнозируемых остатков, имеющихся заявок и заказов на закупку и изготовление, размеров партий, утвержденных контрактов и прейскурантов и пр.

  7. Планирование и анализ затрат на ТОиР.

    Плановые и фактические затраты на ТОиР отслеживаются как по отдельным заданиям на ТОиР, так и по объектам обслуживания с необходимым разбиением по материалам, затратам труда и пр. Затраты группируются по иерархии оборудования. Например, можно отражать распределение суммы затрат по подразделениям предприятия, по временным периодам и другим категориям (скажем, по подрядчикам, отдельным службам или бригадам).

    Сравнение плановых и фактических затрат, анализ расхождений в различных разрезах позволяют в том числе выявлять проблемы в организации работ, формировать и корректировать нормы.

На что следует обратить внимание?

Переход на автоматизированное управление ТОиР требует большой подготовительной работы. Очевидно, что надо утвердить методологические основы ТОиР предприятия, такие как структурный анализ оборудования, выделение приоритетных объектов, анализ режимов работы оборудования, принципы сетевого планирования и т. д.

Одной из наиболее актуальных и трудоемких задач при внедрении системы управления ТОиР является наполнение ее базы данных, которая обычно содержит следующие компоненты.

  • Перечень объектов обслуживания, их группировку и положение в различных иерархиях.
  • Список стандартных работ по ТО.
  • Нормы трудозатрат и расхода материалов и запчастей на каждую работу. Понятно, что необходим номенклатурный справочник материалов, справочник ресурсов.
  • Нормы наработки оборудования, необходимые для планирования работ, с учетом его фактического состояния, правила последующей корректировки плана диагностики и прогнозирования значений параметров.

Системы управления ТОиР, как правило, позволяют загружать такие данные из других систем или файлов через стандартные интерфейсы, но для этого нужно, чтобы предприятие имело указанные данные в электронном виде. К сожалению, зачастую это не так. Более того, иногда в полном объеме документация недоступна даже в бумажном виде. Поэтому подготовка данных должна начинаться сразу после открытия проекта по внедрению системы, а может быть и ранее, как только принято решение об ее использовании.

В нашей стране, как всегда, имеется своя специфика. Здесь и крайний износ основных фондов, и система ценностей, при которой дешевле ремонтировать, чем инвестировать в новое, и постоянное сокращение качественных специалистов. Казалось бы, в таких условиях не до новых веяний. Однако, как это ни странно, именно описанные новые подходы очень даже хорошо могут прижиться в нашей стране. Необходимость в постоянной заботе за техникой — на лицо. Отсутствие на это денег — общее место, так что сам подход фактически и так в ходу, просто мы, как и известный литературный персонаж, не знаем что «всю жизнь разговаривали прозой». Все, кто принимает решение о ремонтах, так или иначе взвешивают — надо/не надо, что в первую очередь, на чем сэкономить и пр. Формализация методов оценки состояния и риска снизит остроту отсутствия специалистов. Поможет ли такой подход в этих условиях — несомненно! Речь ведь идет не о том, чтобы наладить учет и посчитать убытки, а о том, что бы запланировать прибыль!